НАЗАД

 

 

Об авторе. А.Д. Лопуха,док. пед. наук, профессор. Новосибирское высшее военное командное ордена Жукова училище, г. Новосибирск, E-mail: lopoukha@yandex.ru

В статье анализируется сущность и содержание социального феномена «война». Анализируется характер и особенности гибридной войны. Исследуются причины имеющихся проблем в оборонной сфере. Ставится вопрос о современной военной политике России, определяющей направления подготовки военных кадров.

Авторы подходят к выводу о том, что гибридная война, начатая по заявлению руководства США, как Четвертая мировая в 2001 году на территории Украины, переросла в 2022 году в военное столкновение с Западом. Анализируются причины возникающих в ходе нее проблем. Отмечается необходимость формирования государственной идеологии и ценностей для возрождения морального духа и оборонного сознания российской нации и возрождения на всех уровнях социума института воспитания населения. С учетом опыта гибридной войны требуется развитие военной теории.

Требует разрешения проблема социальной справедливости. Ставится проблема повышения качества выпускников военных вузов, соответствующего реалиям современной войны.

Опыт специальной военной операции на Украине актуализирует значимость системного воспитания военнослужащих, повышает необходимость включения в него созданных в Вооруженных Силах РФ органов военно-политической работы.

Актуальность работы заключается в том, что в ней с учетом современного опыта выполнения Западом задач глобализации уточняется сущность современной войны, анализируются её современные особенности, влияющие на качество подготовки военных кадров в системе военного образования. Знание проблем современной гибридной войны позволяет провести целесообразные изменения в её работе.
Цель исследования: выявление сущности и особенностей гибридной войны как современной формы VI Мировой войны.

Для её достижения решаются следующие задачи:
1. Анализ сущности войны, как инструмента политики.
2. Рассмотрение перемен в формах и средствах её ведения.
3. Изучение проблем, существующих в области организации обороны и безопасности России.
4. Подготовка предложений по совершенствованию работы системы военного образования по подготовке военных кадров.

Научная новизна заключается в выявлении особенностей идущей сегодня гибридной войны против России как IV Мировой войны, в которой основной сферой противоборства является общественное сознание и выработка рекомендаций о ведущей роли воспитания в формировании оборонного сознания населения.
Теоретическая значимость работы заключается в том, что обоснована с позиций геополитических интересов России сущность идущей гибридной войны, выявлены основные причины современных проблем в сфере национальной безопасности. Предложены направления совершенствования системы военного образования России.

Ключевые слова: война, гибридная война, причины современной войны, характер войны, содержание и требования к подготовке военных кадров.
 


СОВРЕМЕННАЯ ВОЙНА

Войны сопутствовали человечеству на протяжении всей его истории. Их сущность понималась в различные периоды мировой истории по-разному. От естественного состояния человечества до орудия политики господствующих классов.

В обычном понимании война – это «вооруженная борьба между государствами или народами, между классами внутри государства»[1, c. 93].
Гегель считал войну неизбежным и вечным спутником человечества, законом природы. Он видел предназначение войны в «сохранении нравственного здоровья народов» и в том, что «удачные войны не давали развиваться внутренним смутам и укрепляли государственную власть» [2, c. 344-345]. В конце XIX века выдающимся военным теоретиком К. Клаузевицем был сделан фундаментальный вывод о том, что «война есть не только политический акт, но и подлинное орудие политики, продолжение политических отношений, осуществление их другими средствами» [3, c. 43]. Эта безупречная формула в последующем была уточнена в трудах В.И. Ленина, который, развивая понимание сущности войны, писал: «Война есть просто продолжение политики другими (именно насильственными) средствами» [4, c. 321]. Необходимо понимать, что под насильственными средствами марксисты подразумевали вооруженное насилие военной организации. С позиций сегодняшнего дня мы понимаем, что насилие может быть экономическим, информационно-психологическим и т. п.
Так сложилось общеприменимое в условиях социализма определение войны – «вооруженная борьба между государствами или общественными классами за осуществление их экономических и политических целей насильственными средствами» [5, c. 57].

Словом, война есть продолжение политики насильственными средствами.

В течение многих веков политика рассматривалась как искусство управления обществом, обеспечивающее всеобщее благо. В современной трактовке политика – «сознательная деятельность в политической сфере общества, направленная на достижение, удержание, закрепление и реализацию власти» [6, c. 215]. Война – инструмент политики. Но что определяет ее направленность? Еще Ф. Энгельс определил, что насилие уходит корнями в экономику. «Насилие, – писал Энгельс, – есть только средство, целью же является, напротив, экономическая выгода» [7, c. 164]. Подобно Энгельсу, В.И. Ленин истоки политики видел в системе экономических отношений. Экономика социально-антагонистически устроенных обществ, концентрированно выражаясь в политике их господствующих классов, и определяет цели войны. Политическое руководство стран, как свидетельствует опыт Первой, Второй мировых войн и «холодной» (третьей мировой войны) не только формулирует цели войны, но и выбирает в соответствие им средства и способы ее ведения. Это особенно очевидно в свете ведения фашистской Германией войны с СССР, когда ее руководством были сняты все моральные и правовые ограничения на способы ведения войны и порядок применения средств ее ведения [8]. Уже в позднесоветский период стало нарастать понимание того, что средства ведения войны нельзя сводить к чисто военным. Считалось, что в ней «применяются также экономические, дипломатические и другие средства борьбы» [9, c. 31].

Одновременно с возникновением социального феномена войны возникает военная политика – «система взглядов и отношений, а также определяемая ею деятельность общества... обосновывающие, выражающие и регулирующие создание, подготовку и применение вооруженных сил в политических целях» [6, c. 217].

Наиболее исчерпывающая классификация типов войн принадлежит Г. Жомини. Он раскрывает особенности и содержание оборонительных, целесообразных, в виде интервенции, агрессивных, ради завоеваний, за убеждения, национальных, гражданских, религиозных, с союзниками и без них войн и порядок их ведения [10]. К. Маркс и Ф. Энгельс рассматривали сущность и содержание войн с классовых позиций, подразделяя их на оборонительные, считая их прогрессивными, и захватнические, обличая их реакционный характер.
В последующем марксистская классификация войн получила системное развитие в работах В.И. Ленина. Он создал учение о справедливых и несправедливых войнах[11].

Ход войны подчиняется объективным законам. «Законы войны – это существенные, необходимые, повторяющиеся связи и отношения между различными сторонами и элементами войны как процесса, обуславливающие его зарождение и функционирование, развитие и исход» [12, c. 46–47]. В разное время к ним относили зависимость хода и исхода войны: от соотношения экономических сил противоборствующих сторон; от соотношения научных потенциалов воюющих сторон; от общественного строя и социальной структуры воюющих государств, их политической системы; от духовных сил воюющих государств; от соотношения военных потенциалов; геополитического положения страны; использования идеологических дипломатических средств. Более глубокий анализ законов войны дан в трудах Г.А. Федорова, М.В. Попова, Н.А. Ломова, А.П. Дмитриева, В.А. Бокарева, М.А. Гареева, В.Ф. Заморского, Е.И. Рыбкина, В.В. Круглова и др.

События последних лет, происходящие в поле жизненных национальных интересов России, неумолимо свидетельствуют о том, что против нас коллективным Западом развязана и уже ведется война. События на Украине подтверждают её мировой характер (Коллективный Запад против «ревизионистов»). Происходящее показывает, что, говоря об этом в первый раз уже около десяти лет назад, Президент РФ В. В. Путин был абсолютно прав. Начавшаяся уже тогда мировая война приобрела гибридный характер, ведется против каждой из неподдающихся прямому диктату США страны с учетом всего комплекса ее особенностей и использованием внутренних проблем и противоречий. Именно поэтому нашим геостратегическим оппонентам, как правило, в последние годы сопутствовал успех. Мы же вынуждены по ряду позиций отступать. В чем заключаются основные причины происходящего?
Их, собственно, несколько.

Главной является отсутствие исторической преемственности курса политического руководства и сформированной на века (как, например, в Англии или Израиле) национальной стратегии, основанной на глубинных национальных интересах. Политика России меняется при каждом новом правителе. Ну а политику Запада определяют представители политических групп, сложившихся многие столетия назад. Даже смена феодального строя буржуазным не привела к смене геостратегических планов западных стран. Оно и понятно, при этом переходе свыше 90% знатных дворянских фамилий не только не утратили, но и смогли повысить свои статусные позиции.

С позиций сказанного зададимся вопросом, смогут ли страны Европы, многократно предпринимавшие консолидированные походы против России, два из которых стали мировыми войнами, вдруг измениться и стать нашими друзьями? Судя по событиям 2022 года – нет.

Второй, но связанной с предшествующей, причиной, является основанное на отсутствии преемственности власти неумение извлекать исторические уроки и утрата «длинной памяти». Прошло уже более 30 лет после разгрома СССР в Третьей мировой – информационно-психологической войне, но ее итоги обществом не проанализированы, а уроки не усвоены. Можно, конечно, легкомысленно сказать – ну а что толку в том, что опыт Великой Отечественной был досконально изучен? А вот в чем. Изучить-то изучили, но готовили армию к прошлой войне, хотя, извините за резкое слово, какой дурак мог даже попробовать проверить силы мощной 4,5-миллионной Советской армии с 55 тысячами танков, тысячами ядерных средств поражения, стоящей к тому же одной ногой в Европе? Поэтому подготовили и провели войну в сфере сознания и отпраздновали победу в «холодной» войне. Победители получили медаль «За победу в холодной войне». В народе говорят, что и М.С. Горбачев – тоже. Почему бесспорно утверждение о том, что Четвертая мировая, гибридная война уже идет свыше десяти лет, хотя многие генералы и политики опасаются начала Третьей? А вот почему – после атаки на Всемирный торговый центр в Нью-Йорке госсекретарь США К. Райс и директор ЦРУ Д. Вулси публично заявили, что США вступили в Четвертую мировую войну и будут вести ее до победы. Ну а в качестве противника в американском руководстве уже неоднократно называлась Россия.

Третья причина заключается в отсутствии государственной идеологии и ценностей. Навязанная России американскими советниками 13 статья Конституции РФ поистине губительна для страны. Попробуйте заставить работать компьютер без программы. Не получится. Коли нет идеологии, выражающей интересы общества, оно бесхребетно и поистине является, как говорят наши западные «партнеры», «мешком гороха». В таком обществе невозможны нормальная социализация граждан и воспитание. Воспитанию необходимы идеи и ценности, на основе которых формируются гражданские качества. О необходимости национальной идеи говорит не только В. В. Путин, но и А.И. Бастрыкин. Но ее нет, потому наши нелюбители Отечества, вроде Б. Надежкина и Л. Гозмана, у нас легальные «оппозиционеры» и обижаются, когда, например, прямой российский политик Р. Кадыров называет их вполне справедливо врагами народа. После начала операции на Украине многие из них сбежали за рубеж.

Причина четвертая состоит в том, что в современной России системно принижено воспитание населения. Его нет в школах, оно почти нелегально в вузах – времени на него не выделяется, присутствие обучаемых на воспитательных мероприятиях не обязательно. Хотя большой вопрос, являются ли «воспитательными» бои на подушках, метание старых мобильников на дальность или КВН, на выступлениях которых едко высмеивают порой народы России и само наше Отечество.

Казалось бы, вот уже в армии-то все наоборот! Но нет, планируемую воспитательную работу проводить некому. Специалистов воспитательной работы подразделений вот уже пять лет не готовят, а на восстановленные С.К. Шойгу должности офицеров по военно-политической работе ставят случайных людей. Но вот ведь что: очередная война, как показали события на «Большом Ближнем востоке», Украине, в Грузии, современном Казахстане, полем боя имеет общественное сознание. Победа куется именно в этой сфере. Без этого были бы, безусловно, разгромлены Вьетнам, Северная Корея, Китай.

Пятая причина заключается в отсутствии в современной России социальной справедливости, делающем принципиально невозможным формирование солидарного общества, без которого невозможна победа в войне, ведущейся в сфере общественного сознания. Именно на этом этапе в Ираке, Ливии, Югославии покупали политиков, генералов, готовили к массовому дезертирству солдат. Военные операции всего лишь ставили формальную точку в национальной трагедии.

Знают ли наши руководители, что во многих больших селах России работы нет вообще? Или то, что в райцентрах рады заработку в 6–8 тысяч рублей. Люди не верят многим представителям власти. Задайте вопрос, будут ли, к примеру, некоторые «государственные деятели» с началом войны организаторами партизанского движения, и вы услышите много интересного.
Производящий в 1991 году, по утверждению руководителя Госкомстата СССР В. Симчеры, 14,7% мирового продовольствия при 5,5% мирового населения кормил многих. Кроме своих, в итоге – 1991 год. Вывод – кормить нужно своих, именно они составляют главных союзников современной России – Армию, Авиацию, Флот.

Причина шестая – в отсутствии у России адекватной военной теории, основанной на государственной идее патриотизма и приоритете национальных интересов. В советский период это было марксистско-ленинское учение о войне и армии. Сегодня его нет, поэтому и следуют заявления о том, что не нужны военные союзы со строгими обязательствами. По этой логике блок НАТО – есть. А союзники нам не нужны? Или – заявляем о дружбе с Китаем и тут же ведем торг с Западом об уступках по санкциям и партнерстве. Нужно четко  определиться: в мировой войне Россия может выстоять только плечом к плечу с Китаем. Преодолеть объединенный потенциал наших стран Запад не в силах.
Итак, проблемы войны и мира. Современный мир в Четвертую мировую, как всегда иную, чем прежде, войну уже вступил. Затронет ли Россию ее военная фаза? Да. Мы в нее уже вступили на Украине, в Сирии, на Северном Кавказе. Завтра это может произойти в южном подбрюшье страны, поначалу, возможно, при выполнении союзнических обязательств в рамках ОДКБ в республиках Средней Азии.

Остановить этот вал может только сила Российской армии. Что и продемонстрировано на Украине. Сил для ведения даже крупной локальной войны без применения ядерного оружия пока недостаточно. Для успеха локальной войны необходимо создание группировки численностью не менее 500 тысяч человек на стратегическом Западном направлении. Четвертая мировая война сегодня идет в сочетании геополитических, проектных, ресурсных, психологических, информационно-пропагандистских, игровых операций и сражений, которые, как показывает опыт, могут завершаться военно-силовыми операциями. Сегодня серьезно подорван потенциал БРИКС, в стадии неопределенности длительное время были наши отношения даже с Белоруссией.
Активизирован военный конфликт на Донбассе, существует опасность втягивания в конфликт Приднестровья, есть проблемы в Казахстане. На этом фоне активно диффамируется руководство России, финансово-экономическое и культурно-образовательные направления которого возглавляют либералы-западники, действия которых население России органически не приемлет, о чем убедительно свидетельствуют результаты выборов последних лет. Правящий класс страны в этих критических обстоятельствах опасно расколот, и времени и ресурсов для обеспечения национальной безопасности в период активной фазы войны против нас может не хватить. Она Западом реализована, все признаки такого сценария существуют. Основными направлениями стала Украина, возможно и республики Средней Азии.

В последнее время многое сделано в области программы вооружений. Вместе с тем очевидны глубокая запущенность сферы воспитания военнослужащих и подготовки боеспособного военнообученного резерва, включая крупные контингенты, выстроенные по образцу национальной гвардии США. На оборону необходимо перераспределить не только людские, но и финансовые ресурсы страны (с ликвидацией, как теперь очевидно, ненужных затрат на большой спорт, ЕГЭ, роскошь безумствующих олигархов, огромный управленческий аппарат, игры в «партии»). На опасный период страна должна стать объединяемым идеей государственного патриотизма государством-корпорацией, основанным на принципе государственного патернализма. Государством, которое не бросает своих, в котором нет голодных, граждане которого не дадут разгуляться его врагам в сфере общественного сознания.

А теперь о качестве подготовки выпускников.
Какой будет возможная война? Что станет её содержанием и средствами? Где центры принятия решений? Это – явно не США, где президента выбрасывают, как кота.
Война будет с армиями развитых государств, противопартизанская, а это, как показали Афганистан, Чечня, да и Корея с Вьетнамом, совсем другое.
Какова военная политика?

Уже длительное время Запад тестирует реакцию России на угрозы и, порой, отсутствие реакции на них. Власти наше «терпение» объясняли экономическим резоном, мол, дадим отпор, не откроют «Северный поток-2». Уже закрыли. Вот такие резоны и порождают активных врагов России, которые к тому же её уже не боятся, зная, что она их не тронет.
Потому и готовила, например, Украина войну с Россией, которая в 2014 году выступила за её целостность. А возьми Россия, как предлагал Янукович, левобережье, побережье Чёрного моря, «своё» забрали бы венгры, румыны, поляки, и с бандеровцами Западной Украины боролись бы сейчас они. Запад может остановить только второй Халхин-Гол. Их не уговорить. Это показала военная спецоперация, начатая на Украине 24.02.2022 г. Так вот, от знания этих вопросов зависит, кого и как готовить:

– мотострелков и разведчиков для войны с регулярными армиями;
– специалистов, владеющих опытом противопартизанской войны, как в США;
– офицеров, умеющих организовывать повстанческую и диверсионную деятельность (этого требуют уставы СВ США);
– умелых офицеров-воспитателей, беспредельно преданных России.
Война-то ведётся в сфере общественного и индивидуального сознания.
Организация военно-политической работы, цель которой – формирование у военнослужащих профессионального оборонного сознания, преданности Отечеству, как показала война, является проблемой.
Сегодня её проведение не достаточно обеспечено кадрово, она практически не использует политические средства, лишь недавно осознана необходимость системного воспитания, начато формирование её научных, идеологических и ценностных основ. Очевидно, поняли, что по Фрейду патриота не воспитать, а священники сами знают, как окормлять военную паству.
Что необходимо сделать?
1) Подготовить профессиональные кадры для всех рот, батарей. Где меньше 50 человек – сержанты с высшим или средним профессиональным образованием – был приказ НГШ, но не реализован. Опыт в РККА был, их готовили 1650 часов.
2) В работе опираться на современные политтехнологии и испытанные формы и методы военной педагогики.
3) Определиться с содержанием ВПР: говорить правду – существующие
опасности, почему враждебна Европа (все они шли с Гитлером и помнят, кто положил их дедов под Сталинградом).
4) Повысить педагогическую подготовку офицеров, а главное – возродить институт воспитания в России на всех уровнях.
Военно-политическая работа – это воспитание. Его механизм – личность усваивает идеологию и ценности общества и формирует адекватные им качества. Сегодня – их нет! Нет и воспитания, а молодёжь воспитывает интернет, хотя это системно должно делать государство, в Вооруженных Силах через систему военно-политических органов.
Таким образом, в настоящей статье уточнена сущность современной воны как средства завершения глобализации современного мира под эгидой англо-саксонского блока. Выявлены причины современных проблем России в сфере обороны и национальной безопасности.

Особо отмечена роль воспитания военнослужащих и всего населения России по формированию оборонного сознания. Для успешности необходимы государственная идеология и ценности, которые сегодня лишь обозначены в различных документах. Авторы отмечают принципиальную значимость решения этой проблемы в условиях ведущейся Западом против России войны. По итогам исследований авторами проблемы совершенствования системы военного образования подготовлены предложения, внедренные в процесс воспитания курсантов военного вуза. Более подробно эти вопросы рассматриваются в монографиях авторов.

Библиографический список
1. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка / ПАН. 4-е изд., доп. М.: ООО «ИТИ Технологии», 2006. 944 с.
2. Гегель. Г. Сочинения. Т. VII. М.: Политиздат, 1934. 384 c.
3. Клаузевиц К. О войне. М.: Госвоениздат, 1934. 692 c.
4. Ленин В.И. Полное собрание сочинений. 5-е изд..В 55 т.Т. 39. М.: Политиздат, 1958. 623 c.
5. Краткий политический словарь /Под общ. ред. Н.В. Шишлина и Л.А. Оникова. М.: Политиздат, 1978. 415 с.
6. Социологическая энциклопедия: в 2-х т. Т.2. / гл. ред. В.Н. Иванов. М.: Мысль, 2003. 861 с.
7. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. В 50 т. Т. 20. М.: Политиздат, 1954. 828 с..
8. Дашичев В.Н. Банкротство стратегии германского фашизма. Исторические очерки, документы и материалы. В 2 т. Т.2. М.: Наука, 1973. 664 с.
9. Краткий словарь по социологии / под ред. Д.М. Гвишиани, Н.И. Лапина. М.: Политиздат, 1989. 479 с.
10. Жомини Г. Стратегия и тактика в военном искусстве / пер. с англ. Л.А. Игоревского. М.: Центрполиграф, 2009. 414 с.
11. Ленин В.И. О брошюре Юниуса. Полное собрание сочинений.В 55 т. Т. 30. М.: Политиздат, 1958. 562 с.
12. Тюшкевич С.А. Законы войны: сущность, механизм действия, факторы использования. М.: Книга и бизнес, 2002. 360 с.

 ГЛАВНАЯ   ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРЕЗИДИУМА  НАЗАД   ПЕЧАТНЫЕ ИЗДАНИЯ  НОВОСТИ   ЧЛЕНСТВО В АКАДЕМИИ 

   .